Подбор велопокрышки. Размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость
Размеры обода

Первое, что нужно знать при подборе покрышки – это размер обода. Измеряются они чаще всего в дюймах, но бывает и в мм. Их не очень много и самые распространенные это 12, 14, 16, 18, 20, 24, 26, 27.5, 28, 29.
При этом:
- 12, 14, 16, 18, 20 - устанавливают на детские велосипеды;
 - 20, 24, 26 - на подростковые
 - 26, 27.5, 29 - на горные и даунхильные велосипеды
 - 26 и выше - на взрослые модели.
 
Далее, что нужно знать еще – это посадочный размер (диаметр) обода или BSD (англ. Bead Seat Diameter). Он является самым главным и определяет взаимозаменяемость шин. Если это число совпадает у обода, шины или камеры, то данная шина или велокамера подходят к этим ободам. И если ширину новой резины можно менять, то посадочный размер сильно не изменишь.
Если на колесе (ободе) написан размер (цифры в мм), например, как на фотографиях выше, они точно указывают посадочный размер обода и его ширину, что и является основными данными для подбора камеры и покрышки на колесо.
Маркировка велосипедных шин
Она бывает нескольких видов. Путаница в обозначении размеров началась в середине XX века, да и на сегодняшний день Великобритания и Франция используют для маркировки свои обозначения.
Раньше система размеров основывалась на внешнем диаметре покрышек. Его мерили в дюймах (24", 26", 28") или в миллиметрах (500, 650, 700 и т.п.).
Со временем эта система потеряла смысл, т.к. у разных изделий с одинаковым внешним диаметром колеса (вместе с высотой покрышки) не совпадал внутренний диаметр (посадочный диаметр обода), на который эта покрышка одевалась. Сюда наложились еще и маркетинговые ходы производителей, да и точность перевода и округлений измерений в дюймах ниже, чем в миллиметрах.
Для преодоления этих путаниц и приведения всех размеров к одному стандарту Международная организация стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) разработала универсальную систему для обозначения размеров покрышек - ISO 5775. Ранее эта система была известна как "ETRTO". Ее предложила одноименная организация: ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organization или по-русски: «Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам»).
Виды маркировок велосипедных покрышек:
- Маркировка согласно спецификациям ISO (ETRTO). Самая точная, понятная и удобная. Описывает в миллиметрах все нужные размеры. Например, 37-622, где 37 мм – ее ширина и 622 мм – внутренний (посадочный) диаметр.
 

- Маркировка в дюймах в виде простой дроби, типа 28x1 1/8. Где: 28 - внешний диаметр в дюймах, а 1 1/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и одна восьмая дюйма).
 - Маркировка в дюймах в десятичной дроби. Например: 26х1.75. Аналогично: 26 - внешний диаметр в дюймах, а 1.75 - ширина. В чем разница между простыми и десятичными дробями в этих обозначениях, и какие это несет проблемы, мы поговорим чуть ниже.
 - Обозначение размеров в виде нескольких чисел в дюймах: 28 х 1 5/8 х 1 3/8. Где: 28 - внешний диаметр в дюймах, 1 5/8 - высота велопокрышки в дюймах (одна целая и пять восьмых дюйма), 1 3/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и три восьмых дюйма).
 - Французская маркировка. У нас она встречается реже, однако, на произведенных в Европе или для Европы колесах, ее часто наносят.
 
Сначала она была в виде числа и буквы, например, 700С – 700 наружный диаметр покрышки в мм. Буква определяла ширину от «A» - самая узкая до «D» - широкая.
Сейчас маркировка приобрела более современный вид. Например: 700 x 35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква на конце указывает на внутренний (посадочный) диаметр. В данном случае «С» – это 622 мм.
- На старой советской велорезине маркировка была также в миллиметрах, но вида 533х37. Т.е. сначала внутренний диаметр покрышки (посадочный размер обода) - 533 мм, а затем ее ширина – 37 мм. (инструкция на советские велосипеды: «СПОРТ», «Салют»)
 
Проблема обозначения размера покрышек в дюймах в виде простой и десятичной дроби
Обратите внимание на очень важный нюанс и парадокс в размерах, обозначенных в дюймах. Размеры покрышки могут указываться как в виде десятичной дроби, например 26х1.75, так и в виде простой дроби, например 26х1 3/4.
С точки зрения математики эти дроби равны: 1.75=1 3/4.
Но, с точки зрения посадочного размера и ширины покрышки в миллиметрах, это не всегда так и что самое неприятное – покрышки с такими размерами могут быть не взаимозаменяемы.
И это обстоятельство нужно всегда учитывать, приобретая себе новую велорезину.
Таблица взаимозаменяемости (совместимости) и соотношения размеров покрышек в разных системах маркировки
В приведенной ниже таблице мы попытались собрать наиболее часто встречающиеся обозначения размеров покрышек в разных системах и показать их совместимость.
Возможно не все размеры, встречающиеся в жизни были учтены, но если у Вас есть шина с размерами, не указанными в таблице – попробуйте прикинуть ее размеры, исходя из аналогичных ближайших или подобных размеров.
Размер посадочного диаметра обода  | Размер покрышки  | Французский размер покрышек  | Размер покрышки  | Пояснения  | 
681  | 
  | 
  | 22-681  | Спортивно-трековый велосипед B-64"Рекорд" ХВЗ (1958г)  | 
642  | 
  | 700А  | 
  | Устаревший размер  | 
635  | 28 х 1 1/2  | 700B  | 40-635  | Дорожные модели американского, английского, датского, китайского, индийского производства  | 
630  | 27 х 7/8  | 
  | 22-630  | Шоссейные велосипеды, включая старые модели  | 
27 х 1  | 
  | 25-630  | ||
27 x 1 1/8  | 
  | 28-630  | ||
27 x 1 1/4  | 
  | 32-630  | ||
27 x 1 3/8  | 
  | 37-630  | ||
27 х все варианты  | 
  | 
  | ||
622  | 29 х все варианты  | 700С  | 
  | Этот размер придумали маркетологи для шин с посадочным диаметром 622 мм. Они отличаются от 28 только высотой покрышки.  | 
28 х десятичное число  | 700С  | 
  | Для шин с посадочным диаметром 622 мм  | |
28 х 3/4  | 700-18С  | 18-622  | ||
  | 700-19С  | 19-622  | ||
28 х 3/4  | 700-20С  | 20-622  | ||
28 х 1  | 700-23С  | 23-622  | ||
28 х 1  | 700-25С  | 25-622  | ||
28 x 1 1/8  | 700-28С  | 28-622  | ||
28 x 1.20  | 700-30С  | 30-622  | ||
28 х 1 3/4  | 700х38С  | 40-622  | Дорожные велосипеды: «Украина», «Минск», «Сура», "Велта", "Аист" (111-321, 111-322)  | |
28 х 1 1/2  | 700С  | 35-622  | Дорожные велосипеды: «Украина», «Минск», «Сура», "Велта", "Аист"  | |
27 x 1 1/4  | 700-32С  | 32-622  | Дорожные и спортивно–туристические велосипеды, «Турист», «Спорт», «Спутник»  | |
28 x 1 5/8 x 1 1/4  | 
  | 
  | Устаревшее канадское обозначение F13  | |
28 x 1.4  | 700-35C  | 35-622  | Дорожные велосипеды  | |
28 х 1.5  | 700х38С  | 40-622  | ||
28 x 1 3/8 x 1 5/8  | 
  | 37-622  | ||
28 х 1.6  | 700-42С  | 42-622  | ||
28 х 1.6  | 700-44С  | 44-622  | ||
28 x 1 5/8 x 1 3/4  | 700-45С  | 45-622  | ||
28 х 1.75  | 700-47С  | 47-622  | ||
28 x 2.00  | 700-50C  | 50-622  | ||
600  | 
  | 
  | 22 (23, 24, 25, 27, 28, 30)-600  | Старые советские спортивные и трековые велосипеды  | 
599  | 26 x 1.25  | 
  | 32-599  | Очень старые американские легкие велосипеды.  | 
26 х 1 7/8  | 
  | 47-599  | ЗиФ (Пенза) 190-535 "Самсон"  | |
597  | 26 x 1 1/4 (ЕА1) (Англия)  | 
  | 32-597  | Английские старые спортивные и клубные велосипеды.  | 
26 x 1 3/8 (S-6)  | 
  | 37-597  | Легкие велосипеды американской фирмы Schwinn.  | |
590  | 26 x 1 1/8  | 
  | 28-590  | Советские велосипеды ЗиФ (Пенза) "Диана", "Прима", "Вираж", "Эстафета", "Сура", "Бриз", "Темп" Американские и английские 3-х и 10-ти скоростные.  | 
26 x 1 1/4  | 
  | 32-590  | ||
26 x 1 3/8 (E.A.3) (Англия)  | 650А  | 35-590  | ||
26 x 1 3/8  | 650-35A  | 37-590  | 
  | |
26 х 1 5/8  | 
  | 44-590  | 
  | |
587  | 
  | 700D  | 
  | Старый размер на некоторых моделях GT  | 
584  | 27.5 x 1.50  | 650х38B  | 40-584  | Французские дорожные, велосипеды для туризма с грузом, тандемы, некоторые Raleigh (США), старые горные Schwinn  | 
26 x 1 1/2  | 650B  | 37-584  | ||
27.5 х 1.5  | 40-584  | |||
27.5 х 1.65  | 44-584  | |||
27.5 х 1.75  | 47-584  | |||
27.5 x 2  | 52-584  | |||
27.5 x 2.1  | 54-584  | |||
27.5 x 2.25  | 57-584  | |||
27.5 х 2.3  | 60-584  | |||
27.5 x 2.4  | 62-584  | |||
27.5 х 2.8  | 70-584  | |||
571  | 26 x 3/4  | 650х20C  | 20-571  | Триатлон, тайм триал, маленькие шоссейные велосипеды, некоторые модели французких велосипедов "Пежо" (Peugeot).  | 
26 х 7/8  | 650х23С  | 23-571  | ||
26 x 1  | 650C  | 23-571  | ||
26 х 1.75  | 
  | 47-571  | ||
26x1 3/4 (S-7)  | 
  | 
  | Дорожные Schwinn  | |
559  | 26 х 1.0  | 
  | 25-559  | Большинство горных велосипедов. Классический посадочный диаметр для 26 колес.  | 
26 х 1.25  | 
  | 32-559  | ||
26 х 1.35  | 
  | 35-559  | ||
26 х 1.4  | 
  | 37-559  | ||
26 х 1.5  | 
  | 40-559  | ||
26 х 1.6  | 
  | 44-559  | ||
26 х 1.75  | 
  | 47-559  | ||
26 х 1.95  | 
  | 50-559  | ||
26 х 2.00  | 
  | 52-559  | ||
26 x 2.10  | 
  | 54-559  | ||
26 x 2.15  | 
  | 55-559  | ||
26 х 2.25  | 
  | 57-559  | ||
26 х 2.3  | 
  | 60-559  | ||
26 х 2.4  | 
  | 62-559  | ||
26 х 3.0  | 
  | 75-559  | ||
547  | 24x1 1/4  | 
  | 
  | Английские детские и американской фирмы Schwinn  | 
24x1 3/8 (S-5)  | 
  | 
  | Детские американские велосипеды фирмы Schwinn  | |
540  | 24 x 1 1/8  | 600А  | 28-540  | Детские английские и европейские велосипеды, большинство инвалидных колясок  | 
24 x 1 1/4  | 32-540  | |||
24 x 1 3 /8(E-5)  | 37-540  | |||
533  | 24 x 1 1/2  | 
  | 37-533  | "Салют", "Альтаир", "Эрви", "Орленок", "Эрелюкас", "Ласточка" ("Kregzdute","Крегждуте" – Шауляйского велосипедного завода "Вайрас" Литва). Будьте внимательны при замене, потому что не все 24 дюймовые покрышки встанут на 533 колеса.  | 
520  | 24 x 1  | 
  | 25-520  | Шоссейные колеса для детских велосипедов  | 
507  | 24 x 1.5  | 
  | 40-507  | Детские горные. "Салют", "Альтаир", "Эрви"  | 
24 х 1.75  | 
  | 47-507  | ||
24 х 1.95  | 
  | 50-507  | ||
24 х 2.0  | 
  | 51-507  | ||
24 х 2.125  | 
  | 54-507  | ||
24 х 2.25  | 
  | 57-507  | ||
24 х 2.35  | 
  | 60-507  | ||
24 х 2.5  | 
  | 62-507  | ||
24 х 2.6  | 
  | 65-507  | ||
24 х 2.75  | 
  | 70-507  | ||
24 х 3.0  | 
  | 75-507  | ||
490  | 
  | 550А  | 
  | Европейские шоссейные детские велосипеды  | 
457  | 22 x 1.75 до 2.125  | 
  | 
  | Детские велосипеды  | 
451  | 20 x 1 1/8  | 
  | 28-451  | BMX для легких гонщиков, лёгкие детские велосипеды, некоторые лигерады.  | 
20 x 1 1/4  | 
  | 30-451  | ||
20 x 1 3/8  | 
  | 37-451  | ||
445  | 20 x 1 1/4  | 
  | 30-445  | "Школьник" (старые советские модели)  | 
440  | 
  | 500А  | 
  | Европейские складные детские велосипеды  | 
419  | 20 x 1 3/4  | 
  | 
  | Детские американские велосипеды фирмы Schwinn  | 
406  | 20 х 1.25  | 
  | 32-406  | Большинство BMX велосипедов, детские и складывающиеся модели. "Вента" (складная модель 175-811). "Аист" (складной, модель 113-322) "Тиса-2", "Кросс", "КАМА", "ДЕСНА", "Школьник", "Велта Кама", "Дубиса" (Шауляйский велозавод), "Эврика" и другие складные и старые советские модели. Складные "Mustang"  | 
20 х 1.35  | 
  | 35-406  | ||
20 x 1 3/4  | 
  | 40-406  | ||
20 х 1.75  | 
  | 47-406  | ||
20 х 1.95  | 
  | 50-406  | ||
20 х 2.00  | 
  | 54-406  | ||
20 х 2.125  | 
  | 57-406  | ||
20 х 2.35  | 
  | 60-406  | ||
20 х 2.5  | 
  | 62-406  | ||
20 х 2.6  | 
  | 65-406  | ||
20 х 2.75  | 
  | 70-406  | ||
20 х 3.0  | 
  | 75-406  | ||
390  | 
  | 450A  | 
  | Детские европейские велосипеды  | 
369  | 17 х 1 1/4  | 
  | 32-369  | Велосипеды Alex Moulton  | 
355  | 18 х 1 1/8  | 
  | 28-355  | Детские велосипеды  | 
18 х 1.25  | 
  | 32-355  | ||
18 х 1.35  | 
  | 35-355  | ||
18 х 1.5  | 
  | 40-355  | Складные велосипеды фирмы Birdy.  | |
18 х 1.6  | 
  | 42-355  | Детские велосипеды  | |
18 х 1.75  | 
  | 47-355  | ||
18 х 1.95  | 
  | 50-355  | ||
18 х 2.0  | 
  | 54-355  | ||
18 х 2.125  | 
  | 57-355  | ||
349  | 16 х 1 1/8  | 
  | 28-349  | Старые велосипеды Moulton, Brompton и другие складные велосипеды, передние колёса лигерадов, детские велосипеды.  | 
16 х 1 3/8  | 
  | 37-349  | ||
340  | 
  | 400A  | 
  | Детские европейские велосипеды  | 
335  | 16 х 1 3/8  | 
  | 
  | Детские польские велосипеды  | 
317  | 16 х 1 3/4  | 
  | 
  | Детские американские велосипеды фирмы Schwinn  | 
305  | 16 х 1.5  | 
  | 40-305  | Детские велосипеды, складные, туристские и некоторые лигерады.  | 
16 х 1.75  | 
  | 47-305  | ||
16 х 1.95  | 
  | 50-305  | ||
16 х 2.0  | 
  | 54-305  | ||
16 х 2.125  | 
  | 57-305  | ||
16 х 2.5  | 
  | 62-305  | ||
298  | 14 х 1 1/4  | 350-32А  | 32-298  | Коляски, детские велосипеды, беговелы  | 
288  | 14 х 1 3/8  | 350А  | 37-288  | Детские велосипеды, беговелы  | 
254  | 14 х 1.5  | 
  | 40-254  | Детские велосипеды, беговелы  | 
14 х 1.75  | 
  | 47-254  | ||
14 х 2  | 
  | 54-254  | ||
239  | 12 1/2 х 1 3/8 х 1 1/4  | 300-32А  | 32-239  | Детские велосипеды, беговелы  | 
205  | 12 1/2 x 2 1/4  | 
  | 56-205  | Детские велосипеды "КВД", беговелы, иногда подходят для детских колясок (покрышки "Дутик")  | 
203  | 12 х 1.75  | 
  | 47-203  | Маленькие детские велосипеды, беговелы, детские коляски  | 
12 х 1.95  | 
  | 54-203  | ||
12 х 2.0  | 
  | 50-203  | ||
12 х 2.125  | 
  | 57-203  | ||
12 1/2 х 2 1/4  | 
  | 62-203  | ||
176  | 
  | 
  | 55-176  | Покрышки на колеса трехколесных велосипедов, самокатов, беговелов для маленьких детей, тачек и тележек, детских колясок  | 
152  | 10 х 2  | 
  | 54-152  | |
137  | 8 х 1 1/4  | 
  | 32-137  | 
Если короче, то можно сказать, что у взрослых велосипедов посадочный диаметр для:
- 28 и 29 колес – 622 мм. 29 покрышки отличаются от 28 только высотой.
 - 27.5 дюймов – 584 и 590 мм. Для этих колес нужно быть внимательными при выборе резины, так как к ним подходят оба посадочных диаметра и часто на шинах, подходящих для этих колес, пишут размер “26 x …”.
 - 26 дюймов – 559 мм
 
Маленькие, но интересные нюансы, относительно ширины покрышки:
- Не всегда ширина покрышки, написанная на ней, совпадает с её реальной шириной. В большинстве случаев это зависит от давления в ней и методов измерения ширины, особенно на шипастых покрышках.
 - Мало того, она иногда не совпадет и с математикой. Например, ширина 2,125 дюйма составляет 54 мм (2,125 * 25,4=53,98 мм), однако производители, особенно китайские, упорно пишут на ней 57 мм, хотя это больше относится к ширине 2.25 дюйма.
 - Именно поэтому, относитесь к написанной на покрышке ширине спокойно, а не с бухгалтерской точностью.
 
Как правильно выбрать ширину велосипедной покрышки
Подбор покрышки по ширине более гибкий, чем по посадочному диаметру.
Ширина обода измеряется и маркируется в миллиметрах как показано на рисунке в начале статьи.
Зависимость ширины покрышки от ширины обода для разных типов велосипедов:
Ширина обода  | Ширина покрышки  | Тип велосипеда  | 
13  | 18 - 25 мм (1")  | шоссейные и циклокроссовые модели  | 
15  | 23 - 32 мм (1" - 1,25")  | |
17  | 25-37 мм (1" - 1,5")  | легкие кросс-кантрийные и гибридные модели  | 
18  | 28 - 44 мм (1,1" - 1,75")  | тяжелые кросс-кантрийные и гибридные модели  | 
19  | 28 - 60 мм (1,1" - 2,35")  | MTB (маунтинбайки, горные велосипеды)  | 
20  | 28 -47 мм (1.1" - 2")  | велотуризм и легкий экстрим  | 
21  | 35 - 50 мм (1,4" - 2")  | |
23  | 40 - 50 мм (1,5" - 2,1")  | экстримальные виды велосипедного спорта  | 
25 и более  | 44 - 57 мм (1,75" - 2,25")  | |
32  | 75 мм (3") и более  | 
При широкой резине на узком ободе боковые шипы окажутся слишком высоко и не будут нормально держать в повороте.
На узкой резине при широком ободе шипы будут снизу и при хорошем наклоне, байк поедет на боковине, а она лысая.
Ниже приводится известная таблица, составленная Георгом Боедером (Georg Boeder), рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода.
