Подбор велопокрышки. Размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость
Размеры обода
Первое, что нужно знать при подборе покрышки – это размер обода. Измеряются они чаще всего в дюймах, но бывает и в мм. Их не очень много и самые распространенные это 12, 14, 16, 18, 20, 24, 26, 27.5, 28, 29.
При этом:
- 12, 14, 16, 18, 20 - устанавливают на детские велосипеды;
- 20, 24, 26 - на подростковые
- 26, 27.5, 29 - на горные и даунхильные велосипеды
- 26 и выше - на взрослые модели.
Далее, что нужно знать еще – это посадочный размер (диаметр) обода или BSD (англ. Bead Seat Diameter). Он является самым главным и определяет взаимозаменяемость шин. Если это число совпадает у обода, шины или камеры, то данная шина или велокамера подходят к этим ободам. И если ширину новой резины можно менять, то посадочный размер сильно не изменишь.
Если на колесе (ободе) написан размер (цифры в мм), например, как на фотографиях выше, они точно указывают посадочный размер обода и его ширину, что и является основными данными для подбора камеры и покрышки на колесо.
Маркировка велосипедных шин
Она бывает нескольких видов. Путаница в обозначении размеров началась в середине XX века, да и на сегодняшний день Великобритания и Франция используют для маркировки свои обозначения.
Раньше система размеров основывалась на внешнем диаметре покрышек. Его мерили в дюймах (24", 26", 28") или в миллиметрах (500, 650, 700 и т.п.).
Со временем эта система потеряла смысл, т.к. у разных изделий с одинаковым внешним диаметром колеса (вместе с высотой покрышки) не совпадал внутренний диаметр (посадочный диаметр обода), на который эта покрышка одевалась. Сюда наложились еще и маркетинговые ходы производителей, да и точность перевода и округлений измерений в дюймах ниже, чем в миллиметрах.
Для преодоления этих путаниц и приведения всех размеров к одному стандарту Международная организация стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) разработала универсальную систему для обозначения размеров покрышек - ISO 5775. Ранее эта система была известна как "ETRTO". Ее предложила одноименная организация: ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organization или по-русски: «Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам»).
Виды маркировок велосипедных покрышек:
- Маркировка согласно спецификациям ISO (ETRTO). Самая точная, понятная и удобная. Описывает в миллиметрах все нужные размеры. Например, 37-622, где 37 мм – ее ширина и 622 мм – внутренний (посадочный) диаметр.
- Маркировка в дюймах в виде простой дроби, типа 28x1 1/8. Где: 28 - внешний диаметр в дюймах, а 1 1/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и одна восьмая дюйма).
- Маркировка в дюймах в десятичной дроби. Например: 26х1.75. Аналогично: 26 - внешний диаметр в дюймах, а 1.75 - ширина. В чем разница между простыми и десятичными дробями в этих обозначениях, и какие это несет проблемы, мы поговорим чуть ниже.
- Обозначение размеров в виде нескольких чисел в дюймах: 28 х 1 5/8 х 1 3/8. Где: 28 - внешний диаметр в дюймах, 1 5/8 - высота велопокрышки в дюймах (одна целая и пять восьмых дюйма), 1 3/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и три восьмых дюйма).
- Французская маркировка. У нас она встречается реже, однако, на произведенных в Европе или для Европы колесах, ее часто наносят.
Сначала она была в виде числа и буквы, например, 700С – 700 наружный диаметр покрышки в мм. Буква определяла ширину от «A» - самая узкая до «D» - широкая.
Сейчас маркировка приобрела более современный вид. Например: 700 x 35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква на конце указывает на внутренний (посадочный) диаметр. В данном случае «С» – это 622 мм.
- На старой советской велорезине маркировка была также в миллиметрах, но вида 533х37. Т.е. сначала внутренний диаметр покрышки (посадочный размер обода) - 533 мм, а затем ее ширина – 37 мм. (инструкция на советские велосипеды: «СПОРТ», «Салют»)
Проблема обозначения размера покрышек в дюймах в виде простой и десятичной дроби
Обратите внимание на очень важный нюанс и парадокс в размерах, обозначенных в дюймах. Размеры покрышки могут указываться как в виде десятичной дроби, например 26х1.75, так и в виде простой дроби, например 26х1 3/4.
С точки зрения математики эти дроби равны: 1.75=1 3/4.
Но, с точки зрения посадочного размера и ширины покрышки в миллиметрах, это не всегда так и что самое неприятное – покрышки с такими размерами могут быть не взаимозаменяемы.
И это обстоятельство нужно всегда учитывать, приобретая себе новую велорезину.
Таблица взаимозаменяемости (совместимости) и соотношения размеров покрышек в разных системах маркировки
В приведенной ниже таблице мы попытались собрать наиболее часто встречающиеся обозначения размеров покрышек в разных системах и показать их совместимость.
Возможно не все размеры, встречающиеся в жизни были учтены, но если у Вас есть шина с размерами, не указанными в таблице – попробуйте прикинуть ее размеры, исходя из аналогичных ближайших или подобных размеров.
Размер посадочного диаметра обода | Размер покрышки | Французский размер покрышек | Размер покрышки | Пояснения |
681 |
|
| 22-681 | Спортивно-трековый велосипед B-64"Рекорд" ХВЗ (1958г) |
642 |
| 700А |
| Устаревший размер |
635 | 28 х 1 1/2 | 700B | 40-635 | Дорожные модели американского, английского, датского, китайского, индийского производства |
630 | 27 х 7/8 |
| 22-630 | Шоссейные велосипеды, включая старые модели |
27 х 1 |
| 25-630 | ||
27 x 1 1/8 |
| 28-630 | ||
27 x 1 1/4 |
| 32-630 | ||
27 x 1 3/8 |
| 37-630 | ||
27 х все варианты |
|
| ||
622 | 29 х все варианты | 700С |
| Этот размер придумали маркетологи для шин с посадочным диаметром 622 мм. Они отличаются от 28 только высотой покрышки. |
28 х десятичное число | 700С |
| Для шин с посадочным диаметром 622 мм | |
28 х 3/4 | 700-18С | 18-622 | ||
| 700-19С | 19-622 | ||
28 х 3/4 | 700-20С | 20-622 | ||
28 х 1 | 700-23С | 23-622 | ||
28 х 1 | 700-25С | 25-622 | ||
28 x 1 1/8 | 700-28С | 28-622 | ||
28 x 1.20 | 700-30С | 30-622 | ||
28 х 1 3/4 | 700х38С | 40-622 | Дорожные велосипеды: «Украина», «Минск», «Сура», "Велта", "Аист" (111-321, 111-322) | |
28 х 1 1/2 | 700С | 35-622 | Дорожные велосипеды: «Украина», «Минск», «Сура», "Велта", "Аист" | |
27 x 1 1/4 | 700-32С | 32-622 | Дорожные и спортивно–туристические велосипеды, «Турист», «Спорт», «Спутник» | |
28 x 1 5/8 x 1 1/4 |
|
| Устаревшее канадское обозначение F13 | |
28 x 1.4 | 700-35C | 35-622 | Дорожные велосипеды | |
28 х 1.5 | 700х38С | 40-622 | ||
28 x 1 3/8 x 1 5/8 |
| 37-622 | ||
28 х 1.6 | 700-42С | 42-622 | ||
28 х 1.6 | 700-44С | 44-622 | ||
28 x 1 5/8 x 1 3/4 | 700-45С | 45-622 | ||
28 х 1.75 | 700-47С | 47-622 | ||
28 x 2.00 | 700-50C | 50-622 | ||
600 |
|
| 22 (23, 24, 25, 27, 28, 30)-600 | Старые советские спортивные и трековые велосипеды |
599 | 26 x 1.25 |
| 32-599 | Очень старые американские легкие велосипеды. |
26 х 1 7/8 |
| 47-599 | ЗиФ (Пенза) 190-535 "Самсон" | |
597 | 26 x 1 1/4 (ЕА1) (Англия) |
| 32-597 | Английские старые спортивные и клубные велосипеды. |
26 x 1 3/8 (S-6) |
| 37-597 | Легкие велосипеды американской фирмы Schwinn. | |
590 | 26 x 1 1/8 |
| 28-590 | Советские велосипеды ЗиФ (Пенза) "Диана", "Прима", "Вираж", "Эстафета", "Сура", "Бриз", "Темп" Американские и английские 3-х и 10-ти скоростные. |
26 x 1 1/4 |
| 32-590 | ||
26 x 1 3/8 (E.A.3) (Англия) | 650А | 35-590 | ||
26 x 1 3/8 | 650-35A | 37-590 |
| |
26 х 1 5/8 |
| 44-590 |
| |
587 |
| 700D |
| Старый размер на некоторых моделях GT |
584 | 27.5 x 1.50 | 650х38B | 40-584 | Французские дорожные, велосипеды для туризма с грузом, тандемы, некоторые Raleigh (США), старые горные Schwinn |
26 x 1 1/2 | 650B | 37-584 | ||
27.5 х 1.5 | 40-584 | |||
27.5 х 1.65 | 44-584 | |||
27.5 х 1.75 | 47-584 | |||
27.5 x 2 | 52-584 | |||
27.5 x 2.1 | 54-584 | |||
27.5 x 2.25 | 57-584 | |||
27.5 х 2.3 | 60-584 | |||
27.5 x 2.4 | 62-584 | |||
27.5 х 2.8 | 70-584 | |||
571 | 26 x 3/4 | 650х20C | 20-571 | Триатлон, тайм триал, маленькие шоссейные велосипеды, некоторые модели французких велосипедов "Пежо" (Peugeot). |
26 х 7/8 | 650х23С | 23-571 | ||
26 x 1 | 650C | 23-571 | ||
26 х 1.75 |
| 47-571 | ||
26x1 3/4 (S-7) |
|
| Дорожные Schwinn | |
559 | 26 х 1.0 |
| 25-559 | Большинство горных велосипедов. Классический посадочный диаметр для 26 колес. |
26 х 1.25 |
| 32-559 | ||
26 х 1.35 |
| 35-559 | ||
26 х 1.4 |
| 37-559 | ||
26 х 1.5 |
| 40-559 | ||
26 х 1.6 |
| 44-559 | ||
26 х 1.75 |
| 47-559 | ||
26 х 1.95 |
| 50-559 | ||
26 х 2.00 |
| 52-559 | ||
26 x 2.10 |
| 54-559 | ||
26 x 2.15 |
| 55-559 | ||
26 х 2.25 |
| 57-559 | ||
26 х 2.3 |
| 60-559 | ||
26 х 2.4 |
| 62-559 | ||
26 х 3.0 |
| 75-559 | ||
547 | 24x1 1/4 |
|
| Английские детские и американской фирмы Schwinn |
24x1 3/8 (S-5) |
|
| Детские американские велосипеды фирмы Schwinn | |
540 | 24 x 1 1/8 | 600А | 28-540 | Детские английские и европейские велосипеды, большинство инвалидных колясок |
24 x 1 1/4 | 32-540 | |||
24 x 1 3 /8(E-5) | 37-540 | |||
533 | 24 x 1 1/2 |
| 37-533 | "Салют", "Альтаир", "Эрви", "Орленок", "Эрелюкас", "Ласточка" ("Kregzdute","Крегждуте" – Шауляйского велосипедного завода "Вайрас" Литва). Будьте внимательны при замене, потому что не все 24 дюймовые покрышки встанут на 533 колеса. |
520 | 24 x 1 |
| 25-520 | Шоссейные колеса для детских велосипедов |
507 | 24 x 1.5 |
| 40-507 | Детские горные. "Салют", "Альтаир", "Эрви" |
24 х 1.75 |
| 47-507 | ||
24 х 1.95 |
| 50-507 | ||
24 х 2.0 |
| 51-507 | ||
24 х 2.125 |
| 54-507 | ||
24 х 2.25 |
| 57-507 | ||
24 х 2.35 |
| 60-507 | ||
24 х 2.5 |
| 62-507 | ||
24 х 2.6 |
| 65-507 | ||
24 х 2.75 |
| 70-507 | ||
24 х 3.0 |
| 75-507 | ||
490 |
| 550А |
| Европейские шоссейные детские велосипеды |
457 | 22 x 1.75 до 2.125 |
|
| Детские велосипеды |
451 | 20 x 1 1/8 |
| 28-451 | BMX для легких гонщиков, лёгкие детские велосипеды, некоторые лигерады. |
20 x 1 1/4 |
| 30-451 | ||
20 x 1 3/8 |
| 37-451 | ||
445 | 20 x 1 1/4 |
| 30-445 | "Школьник" (старые советские модели) |
440 |
| 500А |
| Европейские складные детские велосипеды |
419 | 20 x 1 3/4 |
|
| Детские американские велосипеды фирмы Schwinn |
406 | 20 х 1.25 |
| 32-406 | Большинство BMX велосипедов, детские и складывающиеся модели. "Вента" (складная модель 175-811). "Аист" (складной, модель 113-322) "Тиса-2", "Кросс", "КАМА", "ДЕСНА", "Школьник", "Велта Кама", "Дубиса" (Шауляйский велозавод), "Эврика" и другие складные и старые советские модели. Складные "Mustang" |
20 х 1.35 |
| 35-406 | ||
20 x 1 3/4 |
| 40-406 | ||
20 х 1.75 |
| 47-406 | ||
20 х 1.95 |
| 50-406 | ||
20 х 2.00 |
| 54-406 | ||
20 х 2.125 |
| 57-406 | ||
20 х 2.35 |
| 60-406 | ||
20 х 2.5 |
| 62-406 | ||
20 х 2.6 |
| 65-406 | ||
20 х 2.75 |
| 70-406 | ||
20 х 3.0 |
| 75-406 | ||
390 |
| 450A |
| Детские европейские велосипеды |
369 | 17 х 1 1/4 |
| 32-369 | Велосипеды Alex Moulton |
355 | 18 х 1 1/8 |
| 28-355 | Детские велосипеды |
18 х 1.25 |
| 32-355 | ||
18 х 1.35 |
| 35-355 | ||
18 х 1.5 |
| 40-355 | Складные велосипеды фирмы Birdy. | |
18 х 1.6 |
| 42-355 | Детские велосипеды | |
18 х 1.75 |
| 47-355 | ||
18 х 1.95 |
| 50-355 | ||
18 х 2.0 |
| 54-355 | ||
18 х 2.125 |
| 57-355 | ||
349 | 16 х 1 1/8 |
| 28-349 | Старые велосипеды Moulton, Brompton и другие складные велосипеды, передние колёса лигерадов, детские велосипеды. |
16 х 1 3/8 |
| 37-349 | ||
340 |
| 400A |
| Детские европейские велосипеды |
335 | 16 х 1 3/8 |
|
| Детские польские велосипеды |
317 | 16 х 1 3/4 |
|
| Детские американские велосипеды фирмы Schwinn |
305 | 16 х 1.5 |
| 40-305 | Детские велосипеды, складные, туристские и некоторые лигерады. |
16 х 1.75 |
| 47-305 | ||
16 х 1.95 |
| 50-305 | ||
16 х 2.0 |
| 54-305 | ||
16 х 2.125 |
| 57-305 | ||
16 х 2.5 |
| 62-305 | ||
298 | 14 х 1 1/4 | 350-32А | 32-298 | Коляски, детские велосипеды, беговелы |
288 | 14 х 1 3/8 | 350А | 37-288 | Детские велосипеды, беговелы |
254 | 14 х 1.5 |
| 40-254 | Детские велосипеды, беговелы |
14 х 1.75 |
| 47-254 | ||
14 х 2 |
| 54-254 | ||
239 | 12 1/2 х 1 3/8 х 1 1/4 | 300-32А | 32-239 | Детские велосипеды, беговелы |
205 | 12 1/2 x 2 1/4 |
| 56-205 | Детские велосипеды "КВД", беговелы, иногда подходят для детских колясок (покрышки "Дутик") |
203 | 12 х 1.75 |
| 47-203 | Маленькие детские велосипеды, беговелы, детские коляски |
12 х 1.95 |
| 54-203 | ||
12 х 2.0 |
| 50-203 | ||
12 х 2.125 |
| 57-203 | ||
12 1/2 х 2 1/4 |
| 62-203 | ||
176 |
|
| 55-176 | Покрышки на колеса трехколесных велосипедов, самокатов, беговелов для маленьких детей, тачек и тележек, детских колясок |
152 | 10 х 2 |
| 54-152 | |
137 | 8 х 1 1/4 |
| 32-137 |
Если короче, то можно сказать, что у взрослых велосипедов посадочный диаметр для:
- 28 и 29 колес – 622 мм. 29 покрышки отличаются от 28 только высотой.
- 27.5 дюймов – 584 и 590 мм. Для этих колес нужно быть внимательными при выборе резины, так как к ним подходят оба посадочных диаметра и часто на шинах, подходящих для этих колес, пишут размер “26 x …”.
- 26 дюймов – 559 мм
Маленькие, но интересные нюансы, относительно ширины покрышки:
- Не всегда ширина покрышки, написанная на ней, совпадает с её реальной шириной. В большинстве случаев это зависит от давления в ней и методов измерения ширины, особенно на шипастых покрышках.
- Мало того, она иногда не совпадет и с математикой. Например, ширина 2,125 дюйма составляет 54 мм (2,125 * 25,4=53,98 мм), однако производители, особенно китайские, упорно пишут на ней 57 мм, хотя это больше относится к ширине 2.25 дюйма.
- Именно поэтому, относитесь к написанной на покрышке ширине спокойно, а не с бухгалтерской точностью.
Как правильно выбрать ширину велосипедной покрышки
Подбор покрышки по ширине более гибкий, чем по посадочному диаметру.
Ширина обода измеряется и маркируется в миллиметрах как показано на рисунке в начале статьи.
Зависимость ширины покрышки от ширины обода для разных типов велосипедов:
Ширина обода | Ширина покрышки | Тип велосипеда |
13 | 18 - 25 мм (1") | шоссейные и циклокроссовые модели |
15 | 23 - 32 мм (1" - 1,25") | |
17 | 25-37 мм (1" - 1,5") | легкие кросс-кантрийные и гибридные модели |
18 | 28 - 44 мм (1,1" - 1,75") | тяжелые кросс-кантрийные и гибридные модели |
19 | 28 - 60 мм (1,1" - 2,35") | MTB (маунтинбайки, горные велосипеды) |
20 | 28 -47 мм (1.1" - 2") | велотуризм и легкий экстрим |
21 | 35 - 50 мм (1,4" - 2") | |
23 | 40 - 50 мм (1,5" - 2,1") | экстримальные виды велосипедного спорта |
25 и более | 44 - 57 мм (1,75" - 2,25") | |
32 | 75 мм (3") и более |
При широкой резине на узком ободе боковые шипы окажутся слишком высоко и не будут нормально держать в повороте.
На узкой резине при широком ободе шипы будут снизу и при хорошем наклоне, байк поедет на боковине, а она лысая.
Ниже приводится известная таблица, составленная Георгом Боедером (Georg Boeder), рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода.